Внеклассное мероприятие для
учащихся 9 – 10 классов
"Физико-химический
брейн-ринг".
Развивающие цели игры:
· Побуждение
учащихся к познавательной деятельности;
· Развитие
логического мышления;
· Реализация
межпредметных связей физики и химии;
· Развитие
сообразительности.
Воспитательная цель игры:
· Воспитание
любознательности, наблюдательности, изобретательности, внимательности.
Технология игры:
Из учащихся выбираются две сборные команды (можно команду девочек и команду мальчиков),
один из которых назначается капитаном команды.
План игры.
1. Вступительное
слово ведущего. Выбор капитанов команд.
2. I
тур: Блиц – турнир (в сопровождении презентации)
3. II
тур:. Конкурс капитанов.
4. III
тур: Домашнее задание.
5. Подведение
итогов.
Сценарий игры.
Ведущий: Сегодня
мы с вами проверим свои знания и умения по химии и физике в форме игры, отвечая
на вопросы физико-химических процессов.
Учитель химии:
Без химии жизни, поверьте, нет.
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Без химии стал бы тусклым весь свет,
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим,
Химией лечимся, клеим и шьем,
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Учитель физики:
Физика, физика – это наука!
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как же трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.
Но вижу в глазах у детей только муку.
Формулы скачут, мелькают подряд,
Ох, как же трудно их выстроить в ряд!
Но без физики не объяснить
И кран подъемный, и гвоздь как забить,
И почему самолеты летают,
И корабли в моря уплывают,
Как у нас лампочки светят в квартире,
Как мы программу смотрим в эфире,
Как в Космос летаем, машины водим,
И почему по Земле так просто мы ходим.
Ведущий:
А чтобы больше и лучше все знать,
Надо науки эти понять.
Надо науки эти понять.
Команды выбирают капитанов.
Проводится жеребьёвка.
Ведущий: Итак,
начинаем первый тур нашей игры: команды по очереди выбирают вопросы из четырех
номинаций (атомы и химические соединения, строение вещества, химические
соединения, тепловые явления). Вопросы отличаются по степени сложности: два,
три, четыре и пять баллов.
Атомы и химические элементы
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Строение вещества
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Химические соединения
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Тепловые явления
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Перечень вопросов:
I. Атомы и химические элементы.
·
2 балла:
Я – металл серебристый и легкий,
Я зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
Я – металл серебристый и легкий,
Я зовусь самолетный металл,
И покрыт я оксидною пленкой,
Чтоб меня кислород не достал.
·
3 балла: Вставьте
пропущенное слово: Изотопы – это разновидность химического элемента с
одинаковым количеством ………, но разным количеством ………
·
4 балла: Самый активный металл?
·
5 баллов: Какие металлы
называются щелочными и почему?
II. Строение вещества.
·
2 балла: Одинаковы ли
объемы и состав молекул холодной и горячей воды?
·
3 балла: Почему после дождя пыль на дороге не
поднимается?
·
4 балла: Можно ли
сказать, что объем газа в сосуде равен сумме объемов его молекул?
·
5 баллов: Один кувшин с молоком
поставили в холодильник, а другой оставили в комнате. Где сливки отстоятся
быстрее?
·
III. Соединения химических элементов.
·
2 балла: Назовите
химическую формулу соды.
·
3 балла: Определите пропущенное
вещество X: Fe --- Fe2O3 --- FeCl3 --- X ---
Fe2O3
·
4 балла: Напишите
краткое ионное уравнение получения осадка сульфата бария.
·
5 баллов: Какой объем газа
выделится при взаимодействии10 граммов мрамора с соляной кислотой?
IV. Тепловые явления.
·
2 балла: Зачем оболочку
стратостата и самолета красят серебристой краской?
·
3 балла: Прежде, чем
налить в стакан кипяток, в стакан опускают чайную ложку. Объясните, для чего
это делают?
·
4 балла: Почему в мороз
лопаются водопроводные трубы, а при длительных остановках автомобиля из
радиатора сливают воду?
·
5 баллов: Почему коньки легко
скользят по льду, а по стеклу, поверхность которого более гладкая, на коньках
невозможно кататься?
Ведущий: Переходим к следующему туру нашей
игры. Это конкурс капитанов. По итогам предыдущего тура, игру начинает капитан
лидирующей команды.
1
|
Химия
|
2
|
Физика
|
3
|
Химия
|
4
|
Физика
|
1. Химия:
Сколько весит одна молекула кислорода? (5,3 · 10-23г)
2. Физика: Количественная мера измерения внутренней энергии при
теплообмене (температура)
3. Химия: Какой коэффициент должен стоять перед формулой нитратной кислоты?
Cu + HNO3 = Cu(NO3)2
+ NO + H2O
(Ответ: 3Cu + 8HNO3
= 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O)
4.
Физика:
Векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тела с другими
телами, в результате которого тело приобретает ускорение (или изменяет свою
форму и размеры). (сила)
По результатам игры жюри подводит
итоги.
Ведущий:
Знаем мы, что встреча наша – лишь
игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Темы
заданий
|
баллы
|
Название
команды
|
баллы
|
Название
команды
|
баллы
|
Название
команды
|
баллы
|
Название
команды
|
Атомы и
химические элементы
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||||
Строение
вещества
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||||
Химические
соединения
|
2
|
3
|
4
|
5
|
||||
Тепловые
явления
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Количество баллов
|
|||
Команда №1
|
І тур
|
ІІ тур
|
Итого:
|
Команда №2
|
І тур
|
ІІ тур
|
Итого:
|
1. Химия: Сколько весит одна молекула кислорода?
2. Физика: Количественная мера измерения внутренней энергии при
теплообмене
3. Химия: Какой коэффициент должен стоять
перед формулой нитратной кислоты?
Cu + HNO3
= Cu(NO3)2 + NO + H2O
4.
Физика:
Векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тела с другими
телами, в результате которого тело приобретает ускорение (или изменяет свою
форму и размеры)
Немає коментарів:
Дописати коментар