понеділок, 21 березня 2016 р.

Химический турнир «Загадочный мир химии»

Цели:
1. Образовательные: повысить интерес учащихся к изучению предмета, обогатить интеллект и кругозор дополнительными знаниями по химии.
2. Воспитательные: формирование в ходе игры коллективизма, коммуникативности, положительных эмоций.
3. Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления,  творческих способностей, самостоятельности, умений сопоставлять, фантазировать.
    В игре участвуют 2 команды учащихся 8 – х классов по шесть человек.
Ведущий: Химия – удивительная и интересная  наука. Она касается бесчисленных полезных и вредных веществ вокруг нас и внутри нас.  Химия нужна и строителю, и фермеру, и программисту, и домохозяйке. Она имеет дело с мельчайшими частицами, которые не рассмотреть даже в микроскоп, со сложными формулами и непонятными законами.
Другого ничего в природе нет.
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Ты знаешь, газ - мельчайший водород,
В соединении с кислородом - это
Июньский дождь от всех своих щедрот,
Сентябрьские туманы на рассветах.
Кипит железо, серебро, сурьма
И темно-бурые растворы брома.
Одной лабораторией огромной.
Тут мало оптикой поможешь глазу,
Тут мысль пытливая всего верней.
Пылинку и увидишь-то не сразу -
Глубины мирозданья скрыты в ней.
Будь то вода, что поле оросила,
Будь то железо, медь или гранит,
Все страшную космическую силу,
Закованную в атомы, хранит.
(С.Щипачев "Читая Менделеева")

    Первыми химиками считали древнеегипетских жрецов, поэтому химия – наука - старушка, ей несколько тысяч лет. Но до сих пор в ней так много неизвестного и неоткрытого! Сегодня, разгадывая загадки, головоломки, кроссворды, вы убедитесь, что химия не так трудна и недоступна, как казалось раньше.      
    Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода при помощи следующего задания: отгадать зашифрованное слово по системе Т9.
         Элементарная частица:








           

 В ходе игры команды зарабатывают баллы – «Химлары»    
 Конкурс 1.  «Кто быстрее»
  Ведущий задает вопросы  командам. Кто быстрее даст правильный ответ   получает «1 химлар».
1. Какой элемент самый распространенный во Вселенной? (Гидроген).
2. Какой металл называют «летающим»? (Алюминий).
3. Назовите формулу едкого натра. (NаОН).
4. Какой цвет приобретает лакмус в щелочной среде? (Синий).
5. Как называются вещества, увеличивающие скорость химических реакций? (Катализаторы).
6. Кто открыл периодический закон? (Д.И. Менделеев).
7. Как называются заряженные частицы? (Ионы).
8. Что пытались найти древние алхимики? (Философский камень).
9. Назовите формулу известняка. (СаСО3).
10. Какое вещество Леонардо да Винчи назвал соком жизни? (Воду)
   Конкурс 2.  «Игра в слова»
   Команды получают листы бумаги, на которых написано слово: сульфаметоксазол  (применяется при лечении органов дыхания). Необходимо, используя буквы этого слова, составить как можно больше слов, имеющих непосредственную связь с химией за 3 минуты. За каждое слово команды получают 1 химлар. ( сульфат, соль, лакмус,  металл, азот, зола, фестал).
   Конкурс «Загадки» для болельщиков


   Он повсюду и везде:
 В камне, воздухе, воде,
 Он и в утренней росе,
 И в небес голубизне (кислород).

 Я самый первый элемент,
 В природе без меня ни шагу.
 И с кислородом я в момент
 Даю живительную влагу (водород).

 В минеральной воде я бурлю,
 В топочном газе летаю,
 Растениям пользу несу,
 Пожар затухать заставляю (СО2)

 Угадать меня легко,
 Из двух животных я составлен,
 А в целом – сильный яд,
 Зовут меня…(мышьяк).

Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает  (Хлор).

Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
Без сомненья – он наш друг.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра (Электрон).

Зарядом я похвастать не могу,
А потому сижу в ядре и ни гу-гу.
А то еще подумают: шпион…
А я нейтральный и зовусь …!
(Нейтрон).

Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой (Фосфор).

Предупреждаю вас заранее:
Я непригоден для дыхания!
Но все как будто бы не слышат
И постоянно мною дышат (Азот).

Быть символом не каждому дано
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь (Золото)


   Конкурс 3. «Перевертыши»
   Ведущий читает текст в течении 30 секунд, игрокам надо дать правильное звучание фразы. Это может быть поговорка, пословица, строчка известного стихотворения, содержащая название химических веществ. Каждый правильный ответ 1 химлар.
1.     Речь – ртуть, крик – платина. (Слово – серебро, молчание – золото)
2.     Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо.)
3.     Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы.)
4.     Не все грязь, что тусклое. (Не все то золото, что блестит)
5.     Звери живут за металл. (Люди гибнут за металл)
6.     В пустыне саксаул коричневый, из меди обручальное кольцо на нем.  (У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)
        Конкурс 4. «Кот в мешке»
   Внутри мешка находятся предметы химической посуды. На ощупь участники команд, засунув руку в мешок, должны отгадать на ощупь вид посуды. Каждый правильный ответ 1 химлар.   (держатель для пробирок, штатив , термометр, воронка, спиртовка, колба, пробирка и т.д.)
   Игра с болельщиками «Волшебная сера»
   Прошу задумать любой элемент в таблице периодической системы элементов Д.И. Менделеева.
Итак, начинаем:
1.     Порядковый номер элемента умножьте на валентность Сульфура в сульфидах (на 2).
2.     Прибавьте к полученному числу порядковый номер Сульфура (16)
3.     Умножьте полученное число на валентность левого соседа Сульфура (Фосфора) в высшем оксиде (на 5).
4.     Прибавьте к полученному числу относительную молекулярную массу сульфур (VI) оксида, формула которого  SO3 (80)
5.     Умножьте полученное число на относительную молекулярную массу высшего оксида нижнего соседа Сульфура  – хром (VI) оксида, формула которого  CrO3 (на 100).
6.     Скажите результат.
(Например: 22000 откинь нули, останется 22, теперь 22 – 16 = 6 – это Карбон)

Конкурс 5. «Узнай меня»
   Командам предлагается описание элемента или вещества. Правильный ответ после первой подсказки 5 химларов, за каждую следующую подсказку снимается 1 химлар.

1. 1. Этот элемент был открыт в 1669г. алхимиком из Гамбурга  Х.Брандтом.
2. Содержится в живых организмах - в костях, мышцах, в ткани  и нервах.
3. Входит в состав удобрений.
4. Бывает красный, черный и белый.
5. Светится в темноте.           (Фосфор)

2. 1. Впервые этот элемент добыл в 1811г. Б.Куртуа.
    2. 1813 Ж.Гей-Люссак дал ему название, в переводе с древнегреческого означает   «фиолетовый» - по цвету паров.
    3. Недостаток его в организме человека вызывает нарушение обмена веществ.
    4. Его добывают из золы морских водорослей, например ламинарии.
    5. В медицине используется как антисептик.        (Йод)

3. 1. Этот металл выделили из его главного минерала - киновари.
    2. Плохо проводит электрический ток и тепло.
    3. Его соединения ядовиты.
    4. Единственный жидкий металл.
 5. Этот металл «работает» в термометрах. (Меркурий и ртуть)                                             

 4. 1. Это один из семи металлов, известных с глубокой древности.
     2. Этот элемент входит в состав малахита.
     3. Важен для электротехники.
     4. Целый период в истории человечества назван в его честь.
     5. Металл красновато-золотистого цвета. (Медь)

В конце игры подводятся итоги и награждается команда-победитель сладкими призами.

Список литературы:
1. Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины, «Народная асвета», Минск, 1972, 208 с.
2. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Кн. для учащихся сред. и стар. возраста. – Ф.: Гл. ред. КСЭ, 1990. – 192 с.
3. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 640 с.: ил.


Немає коментарів:

Дописати коментар